вторник, 8 января 2013 г.

УРОКИ МАДЕМУАЗЕЛЬ КОКО (Лекция А.А. Васильева)

История Коко Шанель не может не вдохновлять, лекции Александра Васильева невозможно не послушать. Ну а я делюсь найденным конспектом лекции Александра Васильева о Коко Шанель.

На выставке Salone De Luxe прошли лекции историка Александра Васильева (Париж -- Москва). Первой ласточкой был рассказ «Загадка Коко Шанель», который «МК-Латвия» законспектировал. Рассказ был феерическим. Просто помните, дамы и господа, что это биография дизайнера в интерпретации культового Васильева.

- Доброе утро, дамы и два с половиной господина, которые здесь затесались! -- с такими словами Александр Васильев вошел в зал. Так как это была самая первая лекция из шести, историк моды минут десять был вынужден организовывать себе пространство и налаживать технику: проектор. -- Кто мне помогает? Кто мои грузчики? Зачем это (показывает на стол) нагородили? Это же не пресс-конференция. Аллочка, может, вы пока нам песенку споете (обращается к организатору его лекций). Ну, чтобы публика не скучала.
Поняв, что песенки не будет, Васильев продолжил.



- А это здесь собрались любители моды? Вот вы, моя маленькая кошечка, похожи на одну грузинскую миллионершу, которая у меня училась. Она вышла замуж очень удачно. А вы, кстати, замужем? Погода сегодня радостная. Раечка, -- обращается к даме в первом ряду, -- как вам спалось? Кошмар! Я же проснулся с мыслями: «Куда я приехал? Что это за страна?». Се ля ви. Это милый зальчик, уютный... Мне сказали, что билеты раскупили вечность назад. Так могли бы допечатать еще! Ну вот, я все устроил. Начнем!

История Коко Шанель по сей день волнует публику. Потому что она оставила нам в наследство свой бренд, который необыкновенно популярен. Каждая женщина в любые времена -- Обамы или не Обамы -- мечтает иметь что-то от Шанель: сумочку, духи, брошку, платок... Эти вещи уникальны тем, что до сих пор узнаваемы — вот главное качество марки Chanel. Этот бренд не постарел за все время своего существования. Это удивительно сегодня, когда мы можем определить марку только по бирке.


УРОК ПЕРВЫЙ: БЕДНОЕ ДЕТСТВО

-- Шанель была женщина скрытная и всегда хотела показаться лучше, чем на самом деле. Она прекрасно владела одним искусством -- «искусством казаться». Ведь есть еще и искусство быть. Приведу пример. Каждый из вас свято верит, что Шанель жила в ХХ веке. Что она была молода, носила маленькое черное платье, а потом вышла на заслуженную пенсию. Однако Габриэль Шанель родилась в IXX веке, точнее — в 1883 году. Так что она была женщиной того века. Первые 17 лет жизни она формировалась в викторианскую эпоху. Это сложное белье, длинные волосы, корсеты, юбки до пола. Великая Шанель не знала этих корсетов и этих женщин. Она родилась не там, где ей бы хотелось.

Она родилась вне брака и была дочерью униженных и оскорбленных. Ее папа был разносчиком чулок и носков на базаре. Мама была крестьянка, а дед держал деревенский кабачок. Она жила в окружении лишений и пьянства. В этом секрет ее амбиций. Только по праздникам они могли себе позволить есть фасоль с куском свинины. Это был шик! А так -- редиску, репку. Это и есть настоящая Шанель. Ее игрушками были не проданные папой носки. Эту любовь к трикотажу Шанель пронесет через всю свою судьбу. Крестьяне корсетов не носят — у них шерстяные корсажи на пуговицах впереди с темным кантиком по краю: вам не кажется, что это набросок костюмчика Шанель?

Когда мама Габриэль умерла, папа отдал дочь в приют. Я был в этом приюте -- аббатство Обазин существует до сих пор. Там всем девочкам выдавали маленькое черное платье с белым воротничком. Больше ничего. А на стене столовой аббатства находится мозаика эпохи Ренессанса, на которой орнаментом сделаны две скрещенные литеры С. Видите ли, Шанель даже не изобрела своего логотипа. Эта умная женщина использовала в своем бизнесе все, что только помнила. Семь лет в приюте, три раза в день в одной и той же столовой... Поневоле запомнишь. В школе девочек учили шить -- фартук, халатик, чепчик и наволочку. Шанель больше нигде не училась шить. Но отметим, что никто из великих кутюрье не посещал Школ моды. И это правильно. Потому что если выучить рисовать и читать можно, то творить новую моду – нет. Ведь кто учит в этих школах? Неудавшиеся дизайнеры. А чему они могут научить?.. Поэтому если родители спрашивают у меня совета, вести ли их ребенка в Школу моды на дизайнера, я всех отговариваю. ОК?

...Выпускниц аббатства распределяли по магазинам. Шанель попала в город Мулен, что в центре Франции, и стала приказчицей. Это был галантерейный магазин, в котором продавали крючки для корсетов, ленты... Ей платили очень мало. Однажды в городке остановился конный полк, и подружка предложила Габриэль сходить на бульвар. Ведь там гуляют офицеры! Она ходила недолго... Дело в том, что до Первой и Второй мировых войн в Европе проживало 55% мужчин и 45% женщин.

УРОК ВТОРОЙ: НУЖНЫЕ МУЖЧИНЫ

-- В итоге прогулок по бульвару в Шанель влюбился некий Этьен Бальзак, да так, что предложил переехать к нему. Выхода у нее не было. Этьен был богат – у него был завод по производству лошадей. Он давал Шанель деньги, но немного. На платье ей не хватало. И она решила, что может сама себе что-то сшить. Она взяла у Этьена поношенный твидовый костюмчик и сделала для себя одежду. Вам это ничего не напоминает? Почему Шанель жила скромно? Потому что она была второй любовницей. Главной фавориткой Этьена была бывшая танцовщица Парижского кабаре Эмильен. А Шанель жила в дачной пристройке. Теперь вы понимаете, насколько положение Габриэль было безнадежно, если она согласилась делить мужчину. Из-за денег, конечно. Пока Этьен занимался лошадьми, женщины подружились. Ну, телевизора тогда не было – нужно было как-то проводить время. Именно от Эмильен Шанель узнала, что есть такой город Париж – побольше Мулена. Что там много мужчин, красивые дома, магазины... Понимаете, Шанель тогда была деревенской девушкой, ну, что называется, от сохи. Как говорят русские аристократы, «Фамилия де Простой». А Эмильен ее растлила – сказала, что нужно мечтать о другой жизни... И научила двум песенкам, которые Шанель спела на бульваре. Дебют был не феерический: Шанель пела, как скрипит ржавая банка, однако все запомнили, что она – Коко. Просто так называлась одна из песенок про собачку. И когда девушка появлялась на улице, офицеры говорили – вон, Коко пошла. Эмильен научила Шанель подавать свой образ: «Милочка, в анфас ты смотришься не очень, а вот профиль хорош». С тех пор на большей части портретов Шанель мы видим ее в профиль.

Раз на наряды много не дают, придется шить. Воруем у мужчин: накидки, рубашки. Шанель выглядела в начале прошлого века как эмансипе. Главная тайна Шанель -- в ее бисексуальности. В свободное от работы время она жила и с мужчинами, и с женщинами. А в ее творениях есть немного от женского и немного от мужского. Кстати, без этого не может ни один настоящий дизайнер.

Продолжим личную линию. Пока Этьен скакал на лошадях, Коко познакомилась с его другом Боем Кембелом. Он жил в Виши – городом под Парижем. И в связи с этим в Шанель
зародилось новое чувство: она переезжает к Бою. Шел 1910 год. Сплетни ради скажу, что, возможно, Шанель имела сына. Здесь опять загадка: дизайнер всю жизнь утверждала, что она мадемуазель. А в 50-е годы сотрудники ее Дома моды говорили, что видели 40-летнего мужчину, который приходил к Шанель со словами «Мама, дай денег», на что та отвечала: «Больше никогда сюда не приходи». Скорее всего, Шанель плод своей страсти к Бою спихнула потом в воспитательный дом.

Бой любил ходить на скачки, а согласно правилам дамы, сопровождавшие мужчин, должны были каждый раз появляться в новой шляпке. Но Бой посещал скачки ежедневно. И Шанель сказала: «Дорогой, не траться, я сошью себе шляпки». Дамы полусвета, видя новые замысловатые головные уборы Коко, стали заказывать ей оригинальные шляпки. Будем реалистами: они не были высокого качества. Все было черным, что уже было экстравагантным для тех лет. Но предприимчивость Коко превратила дом Боя в кошмар: в гостиной стояли болванки, валялись ленты, фетр... «Давай я тебе найду ателье», -- предложил уставший любовник. Так Шанель переехала в Париж, на улицу Канбон, 31, где по сей день находится Дом моды Шанель.

УРОК ТРЕТИЙ: МЕНЬШЕ ИДЕЙ, БОЛЬШЕ ДЕЛА

В 1912 году шляпки дизайнера уже представляют в журналах. Ее клиентки – не дамы света, а женщины «сортом» пониже – артистки. Как необразованная женщина Шанель не обладала чувством цвета и не разбиралась в живописи, поэтому ее шляпки были в черно-белой гамме. И в дальнейшем в создаваемом Шанель гардеробе будут доминировать только черный и белый цвета. Бой был забыт: Шанель познакомилась с новой любовью – художницей Мессией Серт. Та отвела подругу на балет к Дягилеву. Шанель закрутила роман со Стравинским и приютила его у себя. Ее не смутило, что Стравинский женат.

Как прекрасная коммерсантка Шанель подсчитала, что летом продажи ее шляпок падают – ведь клиенты уезжают на море. Так она открыла свой магазин в курортном Довилле. Закупив дешевого трикотажа, из которого обычно шили мужское исподнее, Шанель накроила выходных юбок и халатов с накладными карманами. Это были вещи чуть кривые, плохо сидящие. Но трикотаж -- это стиль, это было в моде. Шанель говорила потом: «Я изобрела карманы!» Но ведь на фартуках крестьянок всегда были накладные карманы. И еще заблуждение, что Шанель освободила женщин от корсетов. Все это вранье и пропаганда. Шанель была анорексична и ей не нужны были корсеты. А великий Поль Пуаре отменил корсеты еще в 1904 году. Заметьте – не Шанель, а ее конкурент Пуаре! Та же история с волосами, мол, Шанель ввела в моду короткие волосы. Нет. Просто однажды она сожгла свои длинные волосы и была вынуждена подстричься коротко. А в 1914 году в Европу пришла война. И женщины вокруг были вынуждены подстричься – так удобней, да и красоваться не перед кем.

Шанель уезжает на курорт Бьярицц, подальше от фронта, и продолжает гнуть свою трикотажную линию. Еще я подозреваю, что в то время у Шанель в любовниках был морячок. Иначе ну откуда у нее эта любовь к горизонтальным полоскам и матросским туникам? Трикотажные простоватые одежки Шанель пользовались огромным успехом, потому что легко стирались и гладились. Для военного времени это было идеально. Видите, здесь прослеживается еще одна мудрость этой дамы. Считается, что хорошо, когда креатив и много идей. А история успеха – в том числе и коммерческого -- от Шанель доказывает: работаем в одном направлении, и точка. Халат, полоски, два кармана, и поехали.

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ: ЛЮБОВЬ К РУССКИМ

В 1917 году во Франции появились беженцы из России. Эти русские сыграли огромную роль в творчестве мадемуазель. В Бьярице появился и великий князь Дмитрий Павлович Романов – двоюродный брат последнего русского царя. Он был на восемь лет младше Шанель, но это не помешало им закрутить бурный роман. У Дмитрия Павловича было все -- манеры, титул, рост, связи, только денег не было. Поэтому единственное, что он мог подарить своей обожаемой француженке, так это нитку из жемчуга. Следующая легенда, которую мы все знаем: Шанель ввела жемчуг в моду. Отнюдь. До нее жемчугом украшали себя аристократы разных стран. Но по своей деревенской и самоуверенной натуре Шанель была убеждена: раз есть у нее, значит, ни у кого больше нет. И «поднажала» на эту сферу своего бизнеса – стала делать искусственный жемчуг.

В это время один из ее заклятых конкурентов Пуаре успешно продает духи. Дмитрий Павлович привел свою ненаглядную к Эрнесту Бо – тоже беглому русскому, который руководил в Москве фабрикой «Ралле». Эрнест поставил перед Шанель пять пробирочек и предложил ей выбрать понравившийся запах. Не прикасаясь к пробиркам, Шанель спросила у специалиста: «А вам какой больше всего нравится?». «Пятый» -- ответил Бо. «Давайте выберем пятый, это счастливое число!». Позже в воспоминаниях Бо писал, что вложил в этот аромат свои воспоминания о Севере России -- запах озер под Петербургом и букет ялтинской мимозы. А перед предприимчивой Шанель стоял вопрос: во что разливать будем? На носу был Новый год. И Дмитрий Павлович преподнес дражайшей штоф русской водки – такую квадратную бутылку. Шанель посмотрела на форму: тут уменьшим, и будет нам флакон!

Духи пошли хорошо. Однако все делалось вручную и поэтому стоило дорого. И тут в гости к Коко пришли два еврейских бизнесмена – братья Вертхаймеры, которые сказали: «Продайте нам патент, а мы снабдим вашими духами все универмаги». Шанель согласилась и стала миллионершей. А братья Вертхаймеры – миллиардерами.

Как мы видим, роман с Дмитрием Павловичем не прошел зря. Моделями в Доме моды у Шанель работали тоже русские аристократки, которые умели прекрасно демонстрировать наряды. А еще у великого князя была сестра – Мария Павловна. Она умела рисовать орнаменты, шить, вязать и вышивать. Благодаря заказам от Шанель ее дом вышивки «КитМир» принял на работу 60 русских дворянок, которые за гроши вышивали для Шанель. Черным бисером по черной ткани. Это уникальные платья, поскольку полностью сделаны вручную. Никто, кроме беженок, на такой труд не соглашался. Шанель требовала монополии у Марии Павловны. Дизайнер хотела, чтобы только она могла быть клиенткой «КитМира».
Но «русская линия» Шанель закончилась – к 1925 году русские ей надоели.

Она влюбляется в англичанина, герцога Вестминстерского, кузена короля Англии. И Шанель тут захотелось завоевать анлийский рынок. Она попросила герцога: «Бони, подари мне помещение в Лондоне, ведь я люблю тебя». Видите, эта дама уже брала по верхам. Она стал жить во дворцах, носить бриллианты, выезжать... А ее стиль пошел в народ, ведь его так легко скопировать с витрины. Пиджачок, черно-белая клетка... В то время в Париже было 30 домов моды – но Шанель достойно держала конкуренцию.

УРОК ПЯТЫЙ: БОЛЬШЕ ГЛАМУРА

В 1929 году рухнул доллар. Люди стали отказываться от роскоши – одежды, парфюмов, парикмахерских... Бисерные платья класса люкс стали дороги для многих. Зализывать раны разочаровавшаяся Шанель поехала в Голливуд. Кстати, по протекции экс-любовника Дмитрия Павловича. Кино стало лучом света в годы кризиса. Русский еврей господин Маейер (Metro Golden Mayer) взял Шанель художницей по костюмам на три фильма. Но тут пошла коса на камень. Звезда немного кино Глория Свенсон была против этого парижского стиля, в котором она не выглядела ослепительной королевой экрана: «Что скажут мои фанаты? Где меха и бриллианты?!». Шанель провалилась, потому что не знала главного трюка кино: нужно делать акцент не на ноги, а на крупный план, верхнюю часть героя. Кутюрье возвращается во Францию, но кое-что из Фабрики Грез привозит: гламур. Там с ней поработали профессиональные гримеры, и она получила отличную школу визажа. Уехала она в США простушкой, а вернулась красавицей. Ей удлинили бровь, сделали акцент на губы и рассказали, как пользоваться бижутерией. В это время Коко Шанель было 47 лет. С тех пор эта умница любила повторять: «Если в 35 лет женщина не стала красавицей, она полная дура».

УРОК ШЕСТОЙ: ИМЕТЬ СВЯЗИ

Пока Шанель гостила в Голливуде, в Париже расцвела ее конкурентка Эльза Скиапарелли. Как мазохистка, Шанель сняла себе номер в отеле «Ритц», чтобы каждое утро смотреть, как к Дому моды Скиапарелли подъезжают клиенты на «Роллс-Ройсах». Коко опять стала много и целеустремленно работать. Она стырила у английской леди заколку-автомат для волос и присмотрела стеганую сумочку на цепочке. Она ругала всех художников, потому что рисовали не то, а сама она ни рисовать, ни толково объяснять свои идеи не умела. В 1940 году пришли немцы. Шанель поселилась в «Ритц», выгнала всех швей и закрыла свой Дом моды. Остался магазин, торгующий духами. У Коко была мечта – чтобы ее еврейских партнеров Вертхаймеров отправили в концлагерь. И тогда весь пакет по производству перейдет ей. Она даже донос накатала на своих «коллег»... При оккупации Шанель живет хорошо -- пьет шампанское, встречается с Гитлером, немцы покупают ее духи для своих жен. У нее новая любовь – немецкий генерал с непроизносимым именем, которого Коко нежно зовет Шпатц (Воробушек).

После освобождения Парижа Шанель вызвали в прокуратуру: «Как это вы, мадемуазель, могли сотрудничать с фашистами?». Шанель ответила: «Когда вы в моем возрасте найдете любовь, вы не будете заглядывать в паспорт. Я не знала, что он немец!». Но народ, а также выжившие в войне браться Вертхаймеры, жаждали наказать Шанель. Ей грозили арест и остриг. И тут Шанель воспользовалась связями и позвонила бывшему любовнику герцогу Вестминстерскому: «Бонни, спасай!». Тот позвонил Рузвельту, а Рузвель – де Голлю. Шанель сказали: «У вас есть 24 часа». И она уехала в Швейцарскую Лозанну в добровольное изгнание на 10 лет.

За это время появляется Бальмен, Диор, возвращается Эльза Скиапарелли... Мода бьет ключом: корсеты, шпильки, новые духи... В Лозанну к Шанель приезжают братья Вертхаймеры: «Давайте все забудем. Возвращайтесь в большую моду. Нужно же продавать духи!». На дворе 1954 год, Шанель уже 71. Она отвечает: «Я не хочу». Братья: «У нас для вас хорошая новость: Скиапарелли обанкротилась!». «Я еду».

УРОК СЕДЬМОЙ: НАЧИНАТЬ ВСЕ СНАЧАЛА

В 1954 году Шанель в своем Доме моды устраивает показ. Критика жестока: «Это провинциальный дизайн швейцарского разлива». «Старухе надо было остановиться раньше». Шанель не сдается и через год показывает еще коллекцию. И тут пресса растаяла: «А в старушке что-то есть». «Это же удобно для самолетов!». «Довольно молодежно, не то, что у Диора». Теперь у Шанель нет конкурентов – она создала моду для пожилых: благодаря металлической подкладке пиджачок оттягивает спину и скрывает сутулость, в твидовой юбке тепло, жемчуг вокруг шеи молодит. Шанель знала продукт, который предлагала клиентам. Это еще один замечательный урок от Шанель всем современным дизайнерам: всегда носите те вещи, которые вы шьете. Иначе это выгладит странно: прошел показ моделей в кринолинах, а на поклон выходит дизайнер в рваных джинсах и черной майке. Хочется спросить: так для кого ты все это напридумывала?..

Шанель в последние годы своей жизни выглядит не как старуха, а как кутюрье. У нее роман с красивой манекенщицей Мари Франс. Коко копируют все, кому не лень, а звезды носят ее одежду. В 64-м году звездный час для дизайнера настает в Далласе, когда убитый киллером президент Кеннеди падает на розовый костюмчик от Шанель, в который одета Жаклин Кеннеди. Думаю, убийца работал по наводке Шанель – это на нее похоже... Сама мадемуазель Коко умерла в одиночестве в своей квартире отеля «Ритц». К концу жизни у нее стало плохо с памятью, и владельцы Дома моды запретили пускать безумную старушку в мастерские. Шанель похоронена в Лозанне – она так завещала. Скорее всего, была обижена на Францию за гонения. Сегодня главный дизайнер Дома моды Шанель Карл Лагерфельд успешно руководит бизнесом и продолжает дело легендарной мадемуазель.



Несмотря на то, что Шанель родилась в 1883 году, это не помешало ей создать костюм и маленькое черное платье, которые идеально смотрятся на любой женщине от 12 до 112 лет.

Взято отсюда

Комментариев нет:

Отправить комментарий